Представьте, что вы очень боитесь темноты. Для преодоления этого страха вам порекомендовали выходить в тёмное время суток из дома в сад, оставляя за собой открытую входную дверь. Вокруг темно и постепенно вы все дальше и дальше удаляетесь от успокаивающего света дверного проема, думая "ничего страшного, я же всегда могу просто вернуться домой". Но вдруг дверь закрывается и вы слышите щелчок поворачивающегося ключа в замке!
Насколько смелым вы себя чувствуете теперь?
Насколько смелым вы себя чувствуете теперь?
Этот пример я привожу своим ученикам, когда они работают со страхами у животных. Часто считается, что если поместить животное в положение, в котором оно НЕ чувствует себя в безопасности, и, накормив его лакомствами, обеспечив комфорт или подбадривая его, мы поможем ему понять, что даже в этой пугающей ситуации жизнь прекрасна. В какой-то момент может показаться, что это работает, но является ли это эффективным способом помочь животному научиться справляться со стрессовыми ситуациями?
Способность к обучению требует определенных условий. Современные исследования стресса и его последствий подтверждают общие идеи Абрахама Маслоу, который в 1947 году сформулировал так называемую "иерархию потребностей". Согласно его теории, у человека есть определенные базовые потребности, которые должны быть удовлетворены, прежде чем мы сможем заниматься "высшими" функциями, такими как обучение, самосознание, решение проблем и т. д.
Эта модель, по-видимому, так же верна и для животных. Самые основные потребности - это физиологические требования, необходимые для жизни: еда и вода, сон, дыхание, а за ними следует потребность в чувстве безопасности. Однако бывают случаи, когда потребность в безопасности может перевесить физиологические потребности, что мы видим, когда испуганные животные не хотят есть, поэтому при решении любых проблем поведения и работе со страхами (и в контексте этой статьи) помните: безопасность превыше всего!
Безопасность может быть на первом месте, но не только. К написанию этой статьи меня побудила статья в журнале "Нью-Йорк Таймс" от 8 октября 2006 года, озаглавленная Чарльзом Зибертом "Стресс у слонов". Он рассказывает о том, как слоны страдают от стресса и как им помогают восстановиться. Он пишет, и несколько исследователей соглашаются с ним, что "...теперь мы понимаем, что слонам больно, как и нам, [и] мы понимаем, что они могут восстанавливаться после стресса примерно так же, как и мы".
Это утешительные слова для тех из нас, кто использует человеческий опыт в качестве наилучшего приближения, когда мы пытаемся понять причины поведения животных - так же, как и я, когда говорю о страхе темноты. О работе заповедника для слонов в Теннесси он говорит: "Прилагаются большие усилия... ,чтобы обеспечить слонам чувство безопасности и свободу выбора - два основных принципа терапии травм у людей. . ."
Это утешительные слова для тех из нас, кто использует человеческий опыт в качестве наилучшего приближения, когда мы пытаемся понять причины поведения животных - так же, как и я, когда говорю о страхе темноты. О работе заповедника для слонов в Теннесси он говорит: "Прилагаются большие усилия... ,чтобы обеспечить слонам чувство безопасности и свободу выбора - два основных принципа терапии травм у людей. . ."
Чувство безопасности и свобода выбора также являются основными составляющими метода Теллингтон ТиТач (TTEAM и TTouch). Они являются требованиями к организации процесса помощи животным, когда мы учим их выходить за рамки инстинктивных и защитных реакций и обучаем учиться - именно так описывает эту работу ее основательница Линда Теллингтон Джонс.
Много лет назад в Германии я вела курс по ТиТач, на котором присутствовала очень робкая белая овчарка, и я продемонстрировала технику, разработанную Кэти Каскейд, одним из наших инструкторов, которая помогает собакам справиться с тревогой расставания. Эта техника требует условий, о которых говорилось выше - чувство безопасности и свобода выбора. "Правило" заключается в том, что собака всегда может вернуться в безопасное место и к своему человеку, если захочет
Я бросила на пол несколько лакомств, чтобы побудить собаку отойти от своего человека. Класс сидел кругом, и ее попросили подойти к центру, при этом люди старались не смотреть на нее. Она прошла около трех метров и вернулась на свое место рядом с человеком. Во второй раз она прошла всего один метр и повернула обратно, а в третий раз, когда я бросила лакомство, она встала, но не подошла ко мне, а пошла за стул своего человека, чтобы лечь лицом от меня! Я достаточно хорошо знала немецкий язык, чтобы понять, что для многих эта работа показалась неудачным опытом, но я была довольна: собака осознала, что у нее есть выбор, и сделала его.
Видимый результат этого процесса был потрясающим! На следующее утро мы начали занятие с того же упражнения, и на этот раз овчарка сразу же вышла в круг, осмотрелась, съела лакомство и спокойно вернулась к своему месту. С этого момента ее взаимодействие с другими участниками курса полностью изменилось.
Я бросила на пол несколько лакомств, чтобы побудить собаку отойти от своего человека. Класс сидел кругом, и ее попросили подойти к центру, при этом люди старались не смотреть на нее. Она прошла около трех метров и вернулась на свое место рядом с человеком. Во второй раз она прошла всего один метр и повернула обратно, а в третий раз, когда я бросила лакомство, она встала, но не подошла ко мне, а пошла за стул своего человека, чтобы лечь лицом от меня! Я достаточно хорошо знала немецкий язык, чтобы понять, что для многих эта работа показалась неудачным опытом, но я была довольна: собака осознала, что у нее есть выбор, и сделала его.
Видимый результат этого процесса был потрясающим! На следующее утро мы начали занятие с того же упражнения, и на этот раз овчарка сразу же вышла в круг, осмотрелась, съела лакомство и спокойно вернулась к своему месту. С этого момента ее взаимодействие с другими участниками курса полностью изменилось.
"Правило" заключается в том, что собака всегда может вернуться в безопасное место и к своему человеку, если захочет.
Похожая ситуация произошла с полицейским конем на курсе в Южной Африке. Ему было трудно находиться вдали от другой лошади, с которой они вместе содержались, и всадник постоянно боролся за то, чтобы заставить лошадь идти самостоятельно. Я предложила, чтобы всякий раз, когда лошадь хотела подойти к другой лошади, ей разрешали это сделать. Согласно всем правилам управления лошадью, которым меня учили с детства, это было полной ересью! Это вызывает извечные споры о том, что лошадь учится побеждать и т.д. и т.п. К счастью, всадник был готов попробовать - у него было несколько неудачных попыток побороться с лошадью в прошлом, и он был готов попробовать что-то новое. И что же? После нескольких раз, когда лошади разрешили вернуться к своему другу, она была готова двигаться самостоятельно.
О важности безопасности и свободы выбора мне еще раз напомнила маленькая кобыла Морган, которую я встретила прошлым летом. У нее был другой способ выразить свое волнение: она "отращивала корни" и стояла. Ее безопасный выбор, казалось, заключался в том, чтобы ничего не делать. Она была достаточно маленькой, чтобы толкать, и для того, чтобы сделать что-то и переместить ее с места на место, она обычно получала свою долю толчков от людей. И что мне оставалось делать, кроме как предложить - опять ересь! - дать ей постоять там некоторое время, прежде чем снова мягко предложить ей двигаться. Потребовалось некоторое время и несколько повторений этого процесса, прежде чем она смогла легко двигаться дальше, но, должно быть, что-то "проросло в этих корнях", потому что в оставшиеся дни курса она охотно двигалась вперед, выглядела лучше и, как неожиданный бонус, ее стало легче поймать при необходимости!
Когда вы знаете, что вы делаете, вы сможете сделать то, что хотите. Моше Фельденкраз
Эти понятия также относятся к методу Фельденкрайза, практиком которого я являюсь. Стратегия Фельденкрайза, связанная с этой идеей "безопасность превыше всего", выражена во фразе Моше Фельденкрайза: "Когда вы знаете, что вы делаете, вы можете сделать то, что хотите".
Хотя конечное намерение терапевта может заключаться в том, чтобы клиент сделал что-то по-новому, процесс может начаться с того, что он поможет клиенту узнать больше о том, что он уже делает, и научиться делать это лучше и легче. В результате клиент становится смелее в изучении новых и нестандартных (хотя и более полезных!) способов, которые поначалу могут казаться неправильными или странными. Эта стратегия гораздо более успешна в осуществлении полезных изменений, чем "заставлять" клиента делать то, что мы считаем для него лучшим. Отголоски работы с овчаркой и полицейской лошадью, не правда ли?
Хотя конечное намерение терапевта может заключаться в том, чтобы клиент сделал что-то по-новому, процесс может начаться с того, что он поможет клиенту узнать больше о том, что он уже делает, и научиться делать это лучше и легче. В результате клиент становится смелее в изучении новых и нестандартных (хотя и более полезных!) способов, которые поначалу могут казаться неправильными или странными. Эта стратегия гораздо более успешна в осуществлении полезных изменений, чем "заставлять" клиента делать то, что мы считаем для него лучшим. Отголоски работы с овчаркой и полицейской лошадью, не правда ли?
Так что, независимо от того, можно ли найти безопасность, спрятавшись за человеком, находясь рядом с другом, оставаясь на месте или двигаясь привычным путем, - предоставление безопасности в качестве выбора означает следующее: дверь между известным и неизвестным, домом и темнотой всегда должна оставаться открытой. Мы можем ходить туда-сюда и, в конце концов, однажды научимся смело выходить на улицу даже в темное время суток.
Эди Джейн Итон - практик Фельденкрайза, Старший Инструктор Теллингтон ТиТач для животных-компаньонов и лошадей в Северной Америке, Европе и Южной Африке. Она сделала очень многое для развития ТиТач на протяжении всей истории существования этого метода и перевод её статей - мой способ почтить память этой уникальной женщины, завершившей свой земной путь в сентябре 2022 года.